Денис Куталёв. Отношение к астрологии Иоанна Дунса Скота.

 

Денис Куталёв:

Сошлюсь на крупнейшего авторитета теологии  Иоанна Дунса Скота (если Фома Аквинский - ведущий учитель ордена доминиканцев, то Дунс Скот - такая же крупная фигура среди францисканцев).

Свою позицию относительно астрологии он выразил в своих работах "Opus Oxoniense" и "Reportata Parisiensia".

На вопрос о воздействии неба на низшие миры Дунс Скот  отвечает утвердительно и почти в одинаковых выражениях в обеих работах: планеты действуют и на смешанные тела, как пары в воздухе, и на совершенные и неодушевленные тела, как металлы, "которые образуются в определённых районах под действием созвездий, имеющих отношение именно к этому району, а не другому, т.к. Земля не играет активной роли в этих различиях". Но это не всё. Они действуют и на живые существа, изменяя смешанные тела до состояния совместимого или несовместимого с душой, оживляющей данное тело, и таким образом, они могут действовать в направлении зарождения или распада. Они могут даже путём обострения или притупления чувств влиять на интеллект, как это видно на примере умалишенных и лунатиков, чьё воображение нарушено. Звёзды также изменяют чувство аппетита и побуждают людей следовать ему вопреки разуму, хотя воля не подавляется полностью и может сопротивляться звёздам. Но если что-то не относится к свободной воле человеческой, ангельской или божественной, то всё будет происходить по необходимости, и ничего случайно. Природный закон и свобода воли для Дунса Скота  - это единственный факторы, определяющие действие.

Важно подчеркнуть, что между известными мыслителями того времени Дунс Скот - единственный, который вполне решительно и отчетливо признавал свободу воли, с исключением всякого детерминизма. Согласно его концепции, воля есть причина, которая может сама себя определять. Это к вопросу о том, как принятие астрологии сочетается с детерминизмом.

Источником изложенных здесь концепций Дунса Скота послужила статья современного католического СВЯЩЕННИКА, ПРЕПОДАЮЩЕГО АСТРОЛОГИЮ, отца Лоренса Кэссиди "Верующий христианин, посвятивший себя астрологии" (опубликована в "Дайджесте астрологии", зима 1992, затем перепечатывалась в журнале "Урания")

Не могу удержаться, чтобы не процитировать ещё несколько фраз этого священника. Отец Л. Кэссиди пишет про христианство и астрологию:

"Любой человек сам для себя должен понять их различия и через них - единую истину, содержащуюся и в христианстве, и в астрологии... Существуют различия в понимании христианства, и некоторые из них несовместимы с определенным пониманием астрологии. Я считаю, что эта несовместимость связана только с неправильной интерпретацией как христианства, так и астрологии, поскольку в них обоих - истина, а истина не может противоречить самой себе...".

С готовностью подписываюсь под его словами.



 

Иоанн Дунс Скот (т.е. "Дунс Шотландец") родился в 1266 г. в Макстоне, графство Роксбург, на шотландской стороне реки Твид. Он учился в школе г.Хаддингтона с 1277 г., а около 1281 г. был принят во францисканский монастырь г. Демфрис, на том же юге Шотландии. Почти ничего не известно о последующей жизни Иоанна до 17 марта 1291 г., дня его рукоположения в священники в г. Линкольне (Англия). Следующая достоверная дата его жизни -- 1302 -- 1303гг. Дунс Скот - бакалавр со специализацией интерпретатора "Сентенций" Петра Ломбардского , он читает свой комментарий на это сочинение в Парижском университете. Поскольку уставы университета допускали к подобному лекторству только лиц, прошедших девятилетнюю богословскую школу, причем монахи нищенствующих орденов были обязаны, по крайней мере, четыре года из этих девяти проучиться в Париже, а пять лет имели право провести в каком-либо другом университете своего ордена, то, естественно предположить, что Дунс Скот с 1293 (или, даже, с 1292 г.) по 1296 г. слушал философию и теологию в Париже, а его "Opus oxoniense" ("Оксфордский труд"), комментарий на "Сентенции", был написан между 1297 и 1301 гг., во время учения, а затем, также, и преподавания в Оксфорде.

Лекторство Дунса Скота в Париже было прервано, но, по всей вероятности, в июне 1303 г., когда он, в числе прочих иностранных богословов, отказавшихся подписать воззвание Филиппа IV Красивого к церковному Собору против папы Бонифация VIII, был вынужден "очистить королевство"; впрочем, достоверно известно только то, что Дунс Скот оказался в числе непокорных иностранцев, и остается вопросом, всех ли их постигла одинаковая кара. Так или иначе, в 1304-1305 гг., Дунс Скот снова читает в Париже свой комментарий и, возможно, получает там звание магистра богословия; в 1307 г., в какой-то связи с подготовкой судебного процесса над тамплиерами, он отправляется в Кельнский университет. В Кельне, 8 ноября 1308 г. его постигает смерть.

( Gilson E. Gilson E. Jean Duns Scot: Introd. a ses positions fondamentales. - P.: Vrin, 1952. - 700 p.)

 





 

 



   
© 1995-2024, ARGO: любое использвание текстовых, аудио-, фото- и
видеоматериалов www.argo-school.ru возможно только после достигнутой
договоренности с руководством ARGO.