Михаил Пселл. Каковы мнения эллинов о демонах





Михаил Пселл. Каковы мнения эллинов о демонах

PG, 122, coll., 875-882

[876A] 1 Наше учение, приписывая свободу воли и ангелам, и связывая их с лучшей силой, не полагая, однако, что они не приемлют худшей, утверждает, что именно по этой причине демоны отпали от ангельского чина и по мере достоинства и чина каждого пребывают в падшем состоянии. А эллинское [учение] относя эту, [т. е. лучшую], силу к природам лишенным тела, после ангельского распорядка помещает демонические чины. И одних из них оно делает мыслящими, других - сущенствующими в уме или разуме; других - только в разуме, других наделяет вдобавок к разуму и неразумным [началом], а последних демонов оно ввергает в неразумие, которых как раз и называет материальными и карающими. Оно определяет [876B] для них и сферу влияния, чтобы ими она огнеживлялась и одухотворялась; и одним подчиняет огонь, другим - воздух, третьим - воду, четвертым - землю. А некоторых делает климатархами, а других - предстоятелями тел и стражами материи. Говорят, что они нападают на наши души не из-за человеконенавистничества или вражды, но потому что они - каратели грешных [душ]; и стаскивают [демоны душу] в материю не с намерением сделать их злыми, но чтобы грех их оформился через контакт с ней. А ярость и [876C] бесстыдство дают им, [т. е. демонам], в соответствии с их природой, как пардам и львам, и к телам их привязывают легким и воздушным, с менее определенной формой, не только округлым, но и удлиненным, причастным в меньшей степени свету и в большей - землеобразной тьме. А знание и предсказание будущего они относили на их счет и из-за многого другого, а особенно из-за [возможности предсказывать будущее по] расположению звезд. Так говорят Порфирии и Ямвлихи.

[877A] 2 В жертву же приносят [Ср. Пселл. О науке жертвоприношения: CMAG, VI, 157-158] эфирным [богам] белых или рыжих животных из-за эфирного цвета и чистоты их природы, перерезая горло козленку или барану, [вытягивая шею] вверх, как и Гомер говорит:


"и вот, сначала они растягивали [шею]"- говорит он, "и закалывали, и сдирали шкуру".


А для воздушных используют пестрых и смешанной окраски; а подземным приносили в жертву животных противоположного цвета, пригибая голову жертвы вниз, зарезали, таким образом оттянув шею; [877B] а для средних [богов] отрубали жертвам головы, сворачивая [их] набок. Затем, вырезая их внутренности, сперва разрезали сердце и оболочку его [= перикард?] приносили в жертву отеческим богам, а правую из полостей [= правое предсердиё] приносили в жертву восходящему солнцу, левую - нисходящему, и яму [= желудочек?], наконец, [солнцу], находящемуся в середине неба. Так же и от печени, отделив твердую оболочку, которая присоединяется к печени под брюшиной [= кора?], начинали [жертвоприношение с принесения в жертву] головы [= желчный пузырь?] сверхкосмическим [богам] а лопасти [= долй печени] посвящали пяти планетам, а некрому [= синоптический узел?] - Аиду и Персефоне приносили в жертву. Затем, они педантично следили за выпадением жертв: направо они выпадают или налево, и в первом случае они [877C] предугадывали для себя благоприятное, а во втором - неблагоприятное. Вычисляли они и продолжительность судорог [жертвы], сопровождавших жертвоприношение; и, если жертвы тотчас испускали дух, предугадывали для себя скорейшее завершение того, о чем проводилось гадание, а если нет, то затянутое и сопряженное с хлопотами. Но все [предсказанное] совершалось не для всех, а только для непосредственно связанных с принесением жертвы. И для трезвенных [богов] они рубили деревья и разжигали из них костры. А вакханты зажигали для Диониса костер из хвороста, и все жертвоприношение у них сопровождалось возлияниями вина; а ливан и смирна, шафран и ритина распределялись между богами в каждом жертвоприношении

3 А мистерии их, как, например, Элевсинские, представляют мифического Зевса, сходящегося с Богиней: или с Деметрой, или с дочерью ее, Персефаттой, или с Корой. А когда предстояло [877D] перейти в таинствах к любовным сплетениям, выныривала неким образом и Морская Афродита из каких-то искусственных уд. А затем произносился для Коры и брачный гименей, а посвященные подпевали: "Из тимпанов я ела, из кимвала я пила, неся кирну, в спальню входила". Представляли и потуги Богини. По крайне мере, например, мольбы Богини, и питье желчи, и сердечные боли. Ими изображается и какое-то козлоногое подражание о близнецах, потому что Зевс, неся наказание за насилие [по отношению к] Деметре, отрезав у козла яйца, положил их ей в лоно, точно так же, как и свои. Кроме всего, почести Диониса, тварь [его], и бугристые лепешки, и посвящаемые в таинства Сабазия, [880A] и участвующие в мистериях, Клодоны и Мималлоны, и какой-то феспротский гремящий таз, и додонская медь, и один - Корибант, другой - Курет, [все это] - изображение демонов. К ним же относится и Баубо, обнажающая бедра, и женский гребень (так ведь они стыдливо называют срам). И так в бесстыдстве они заканчивают таинства.

4 А колдовство - это некое искусство, [связанное] с овеществленными и хтоническими демонами, фантастически показывающее эпоптам их идолы, и одних, как бы из ада выводя, других же низводя сверху, последних, [впрочем, тоже] злодейственных. И представляет созерцающим их некие идолические призраки. И на одних нисходят некие волнующие истечения, а другим возвещается освобождение от оков, наслаждения и удовольствия.[880B] А приводятся такие силы [магическими] песнями и воспеваниями.

5 А магия считается эллинами вещью многосильной. По крайней мере они говорят, что она является последней частью священной науки. Ведь она, выслеживая сущность всех подлунных [вещей], и природу, и силу, и качество ([а под вещами] я имею в виду элементы и их части, разнообразных животных, растения и их плоды, камни, травы), и, вообще говоря, ипостась и силу всякой вещи, благодаря этому совершает то, что для нее свойственно. Она изготовляет и изваяния прибавляющие здоровья, и создает разнообразные схемы и другие изделия, болезнетворные. И орлы и змеи [880C] у них жизненный принцип по отношению к здоровью, а коты, собаки и вороны - символы бодрствования. А воск и глина используются для ваяния членов. Фантастически являются часто и выдавания небесного огня. И изваяния им улыбаются, а лампады самопроизвольно загораются огнем. Вооружаются они и всей астрономией, и многое с помощью ее, и могут и совершают.

6 Называние же дурных демонов является, как показывает само имя, призыванием. А совершается оно, когда солнце поворачивает к ноту, уменьшая день, а ночь увеличивая [е. е. осеннее равноденствие]. Ведь по мнению эллинов ни один из овеществленных демонов не дерзнет [появиться перед] лучами солнца. Поэтому-то они и охотятся на нас ночью, днем будучи не в силах устраивать засады. Стало быть, [880D] когда светило оказывается более северно, они совсем не могут делать то, что им свойственно, но когда оно повернет к ноту и воздух вокруг нас как бы застынет, вот тогда они и начинают выкаблучиваться и выкидывать, так сказать, коленца своей злобы и, призываемые заклинателями, повинуются. Но по крайней мере нынешние организаторы телетического таинства не знают призывающего заклинания (чтоб никогда им его не знать!), а [демоны] вырываются из пламени, очерчивая некий круг из сильного огня. Это было частью и древнего вакхования, чтобы не сказать, безумия. Ведь эллины говорили, что когда воздух над головой становится туманным и обладающим плотной консистенцией, пришедшие силы чисто общаются с призывающими, а вот круг обладает удерживающей силой. Ведь призванный [881A] демон, коль скоро неким образом очерчивается, представляется и удерживается очерченным столько, сколько пожелает решение заклинателя. Они полагают, что и море дает знак о чем-то сродни такому повороту солнца, особенно же [сродни] связанному с ним злодейству демонов: ведь [они полагают], что какие-нибудь из морских животных всегда хватают [кого-нибудь], не потому, что вода приводит к гибели, но потому, что находящиеся в ней демоны совершают злодейство.

А так же как существует какая-нибудь аэромантия или филломантия, так на самом деле и леканомантия опытными в мудрости ассирийцами осуществляется с помощью блюда положенного и наполненного мантической водой, изображающей в специфическом облике склонность демонов к суете*. А налитая в него вода неотличима по сущности [881B] от воды обычного рода, но вот [совершаемое] над ним телетическое таинство и заклинания врабатывают у пользующегося [леканомантией] способность к принятию духа. А [дух] этот младший демон, земной и частный; и он, когда попал в воду, сначала, во время принятия [его водой], производит какой-то бессмысленный звук для стоящих вокруг, а затем, находясь в воде, выкрикивает какие-то смутные возгласы  предсказывающие будущее. Вообще же, такой дух - блуждающий, потому что он материального чина, и характерной особенностью этого рода является способность производить смутный звук, чтобы благодаря неясности голоса он избежал бы позора от [своей] лжи.

7 А о практике неизреченного завета Халдеев, какую силу он имел, это тебе мы изложим вкратце по пунктам. Во-первых, жертва у них приготовлялась освященной, ароматы, травы и камни, шафран, мирра и [881C] лавр - мистически очищенными. Участок у них очерчивался [со всех сторон] растениями и ямами. Совершающий над ними завет, некий особо искусный в колдовских делах муж, совершал и акт именования того, кому [приносилась] жертва, а на следующий день появлялся в месте телетического таинства. И поднимая на насыпь основания растений и освященные материалы, беря их левой рукой, все вместе и резко, он начинал взывать к неким тайным силам. А силы эти были - руководитель взятой жертвы, господа материалов, предстоятель дня, хроноарх, демон-тетрарх.

Этого достаточно и для чистого языка и для разумного слуха.


перевод А.В.Петрова



См. статьи А.В.Петрова:

A.В.Петров. Женщина в религии и философии в античности

А.В.Петров. Эволюция магии на пути к усвоению ее платонической философией

 

 



Михаил Пселл (греч. Ψελλ?ς) — известный византийский писатель, род. в 1018 г. в Константинополе, назван был при крещении Константом. Сын бедных родителей, которые вследствие бывших им во сне видений предназначили его к ученой карьере, 10-ти лет поступил в школу, где обучался грамматике и пиитике; в 16 лет перешел к высшему образованию и изучал риторику, философию и юриспруденцию; в 1037 г. поступил на службу в месопотамской феме, где, благодаря связям, получил место судьи. При Михаиле V Пселл был асикритом (чиновником императорской канцелярии). В это время он ревностно занимался науками, особенно философией, изучал Аристотеля, Платона и Прокла. В 1043 г. Пселл написал панегирик Константину Мономаху и в том же году оказался в числе наиболее приближенных к императору лиц; он сделан был протосинкритом, а затем вестом и вестархом, то есть достиг 7 чина по византийской табели. В царствование Мономаха им сочинены были еще 4 панегирика императору, очень льстивые и не заслуживающие веры; наградой ему за это были василикат Мадита, то есть право собирать подати с этого города, и передача ему в управление (харистикию) несколько монастырей. Когда под конец царствования Мономаха положение Пселла было поколеблено, он постригся и принял имя Михаила, а когда император умер, удалился на малоазиатский Олимп в монастырь. Вызванный отсюда Феодорой, он вновь был приближен ко двору и награжден титулом ипертима. В 1057 г. Пселл императором был послан к восставшему Исааку Комнину, чтобы уговорить его на мир; Пселл очень понравился Комнину, и при вступлении его на престол, сделан был проедром и позже, как видно из его переписки, был очень близок со всем домом императора. По желанию Комнина, Пселл написал обвинительный акт против прежнего своего друга, низложенного патриарха Михаила Кируллария. В 1059 г. Пселл интриговал в пользу возведения на престол Константина Дуки, преуспел в этом, был приближен и к этому императору и получил от него чин протопроедра. Для сына императора, Михаила Дуки, Пселл написал несколько учебников. Воцарение Романа Диогена в 1068 г. уменьшило значение Пселла при дворе, зато после пленения Романа Пселл подал Михаилу Дуке совет разослать по всей империи указы, с объявлением, что Роман Диоген лишен престола; однако, когда последний был ослеплен, Пселл счел нужным обратиться к нему с утешительным письмом. При Михаиле VII Пселл играл очень видную роль: писал письма от имени императора, составлял хрисовулы, разбирал тяжбы и т. п. Умер он около 1076—77 гг.

Служивший при девяти императорах Пселл не мог похвалиться стойкостью убеждений; хитрость и льстивость, которыми он отличался, делают его типичным византийским чиновником; не чуждался он и взяток. Тем не менее, он — выдающаяся по способностям и знаниям личность. Очень долгое время он был преподавателем основанной им в Константинополе школе, где обучал риторике, философии и истории права; особенное внимание он обращал на философию Платона. Риторические его упражнения представляли часто странный выбор тем, вроде, например, похвалы блохе, вши или клопу; очевидно, для него важным казалось лишь умение красиво слагать фразы. Сочинения Пселла чрезвычайно разнообразны. Он писал трактаты по всем наукам: философии, грамматике, праву, агрономии, медицине, математике, риторике, музыке; по его произведениям можно составить себе общую картину византийской образованности XI века. Специальный интерес представляют сочинения Пселла для русской истории, потому что в них говорится о варяго-русской дружине императоров и подробно описан последний поход Руси на Византию. Очень важны живые и интересные мемуары Пселла и многочисленные письма его к императорам, патриархам, различным высокопоставленным лицам, монахам и другим. Первое издание сочинений Пселла вышло в 1503 г.

Из математических сочинений Пселла большей известностью особенно в XVI в. пользовалось переведенное на латинский язык Ксиландером и изданное в 1556 г. под заглавием: «Arithmetica, Musica, Geometria et Astronomia». Кроме этого полного издания, в свет вышли также и некоторые отдельные части сочинения. Из изданий этого рода в настоящее время известны: «Ψ?λλ?υ τ?ν περ? ?ριθμητικ?ς συνοψις» (П., 1538), «Arithmetica, Musica et Geometria Mich. Pselli» (1592), «M. Pselli compendium mathematicum» (1647). Сочинение Пселла носит на себе яркий отпечаток представляемой им эпохи полного упадка греческой математики. Арифметическая его часть содержит только одни имена и подразделения чисел и отношений, между которыми изредка встречаются утверждения вроде следующих: «единица не число, а корень и начало чисел», «дважды два и два, сложенное с двумя, равны, чего с другими числами не бывает». В отделе музыки даются объяснения тонов и их видов. Наконец, отделы геометрии и астрономии занимаются только объяснениями отдельных учений безо всяких доказательств. Из других сочинений Пселла были напечатаны: «Liber de lapidum virtutibus» (Тулуза, 1615) и «De terrae situ, figura et magnitudine».

 


 

 

 



   
© 1995-2024, ARGO: любое использвание текстовых, аудио-, фото- и
видеоматериалов www.argo-school.ru возможно только после достигнутой
договоренности с руководством ARGO.