|
|
|
|
|
|
|
А.Ф.Лосев. Панеций.
В антропологии Панеция животные лишены разума;
разумом обладает, с одной стороны, божественный род, а с
другой стороны, человеческий род (frg. 79). Свойством
живого существа является то, что оно отклоняет вредное для
своей телесной жизни и стремится ко всему, что этой жизни
способствует. Общей для всех живых существ является и тяга
к соединению ради целей воспроизведения, а также забота о
своих детях. Наибольшее различие между человеком и зверем в
том, что животное стремится к тому, что чувственно-налично
и дано, лишь в очень малой мере ощущая прошлое или будущее.
Напротив, человек, будучи причастен разуму, с помощью
которого распознает последствия, видит причины, знает, что
было раньше и в какой последовательности шло, сопоставляет
подобное, связывает настоящее с будущим, легко обозревает
весь ход жизни и оказывается в состоянии подготовить
вовремя все необходимое (frg. 80). Животные ощущают лишь
чувственное влечение и стремятся к его предмету со всей
своей энергией, и только человеческий ум питается поучением
и раздумьем, всегда стремясь к чему-либо и действуя,
ведомый наслаждением от видения и слышания (frg. 81). Если
во вселенной все состоит из четырех элементов, то душа
должна состоять из огненной стихии, чем и
объясняется ее стремление вверх (frg. 82). Панеций считал,
что, поскольку дух неразрывно связан с телом, он рождается
и гибнет вместе с ним. Поскольку же в платоновским "Федоне"
говорится явно противоположное, Панеций называл этот диалог
неподлинным (frg. 83; 84).
читать полностью
|
|
|
|
|
|
|
© 1995-2024, ARGO: любое использвание текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов www.argo-school.ru возможно только после достигнутой договоренности с руководством ARGO.
|
|