Денис Куталёв. Исторические гороскопы: Древнейший античный гороскоп

Из готовящейся книги «Исторические гороскопы».

Мавзолей Антиоха I, царя Коммагены, давно привлёк внимание историков. Этот монументальный комплекс расположен на вершине Нимруд-Дага (принадлежащего к горному хребту Тавр на юге современной Турции), на высоте более 2000 метров над уровнем моря. Он был впервые исследован немецкими и турецкими учёными в 1883 гг. и описан в работе Карла Хумана и Отто Пухштейна 1890 г.* С точки зрения истории астрологии особенно примечательна так называемая Западная Терраса данного комплекса. Её украшают пять сидячих статуй 8-метровой высоты, представляющих самого царя Антиоха, трёх синкретических богов (Аполлона-Гелиоса-Гермеса, Зевса-Оромазда, Артагна-Геракла-Ареса), а также женскую фигуру, которую разные исследователи отождествляют либо с Тихе, либо с богиней Коммагены. У подножия этих величественных фигур установлены пять массивных плит с рельефами. На четырёх из них царь Антиох обменивается рукопожатием с каждым из упомянутых выше богов, а пятая представляет собой рельеф (размерами 1,75 х 2,40 м) с изображением льва, тело которого усеяно звёздами.

* Humann K., Puchstein O. Reisen in Kleinasien und Nordsyrien. Berlin, 1890. S. 232-253.




Положения звёзд на фигуре животного не дают усомниться в том, что авторами монумента подразумевалось созвездие Льва. Звёзды, обозначенные на теле льва и в непосредственной близости от него, прекрасно соотносятся с описанием 19 звёзд этого созвездия в «Катастеризмах» Псевдо-Эратосфена*: «Он содержит звезды: на голове три; на груди две; на правой лапе одну яркую; на поясе одну; под животом одну; на бедре одну; на колене задней лапы одну; на конце лапы одну яркую; на шее две; на хребте три; в середине хвоста одну и на конце его одну яркую; на животе одну»*.

* Перевод А.А.Россиуса. См.: Небо, наука, поэзия. Античные авторы о небесных светилах, об их именах, восходах, заходах и приметах погоды. М.: МГУ, 1991. С. 69.

Кроме того, под головой льва изображён серп Луны, а над спиной льва выстроились в ряд три планеты с соответствующими надписями на греческом языке:

Пироэйс («огненный», т.е. Марс), звезда Ареса, ближе к хвосту;

Стилбон («сверкающий», Меркурий), звезда Гермеса, в центре;

Фаэтон («сияющий», Юпитер), звезда Зевса, ближе к голове.

В связи с появившимися в недавнее время публикациями, где делаются попытки соотнести надписи рельефа с другими планетами, следует подчеркнуть: эти названия планет (Пироэйс, Стилбон, Фаэтон) являлись стандартными в греческой и греко-египетской астрономии на протяжении многих веков (начиная, как минимум, с Демокрита):

         Кругом ближайшим к Земле, наименьшим, владеет богиня Селена. 
         Вторым же Стилбон – Гермеса звезда, на струнах гудящего лиры.
         Фосфорос следует после него – Кифереи, прекрасной, светило.
         Четвёртым высоко сияет Гелий, несомый конями.
         Пятый же следом Пироэйс – Фракийца Ареса ужасного светоч.
         Шестым Фаэтон – блестящая славного Зевса звезда.
         Седьмым же восходит Файнон – Кронос, от звёзд недалёкий.
         Все семиструнною лирой звучат, согласною песней.


                                                    (Александр Этолийский. III в. до н.э.)
*

* Перевод А.В.Фесенко.

Ср. у римского астролога Фирмика Матерна (IV в. н.э.), писавшего шестью веками позднее Александра Этолийского: «Ту, что мы зовём Сатурном, египтяне зовут Фаэнон (Faenon); ту, что мы зовём Юпитером, они зовут Фаэтон (Faethontem); Марс для нас – это Пироис (Pyrois) для них; та, что названа нами Венерой, – это Фосфорос (Fosforos) для них; ту, что мы зовём Меркурием, они зовут Стилбон (Stilbontem)»*.

* Firmicus Maternus. Mathesis. II.2. Перевод Д.Куталёва.

Характерно, что надо львом изображены именно те три планеты, божества которых представлены статуями и рельефами на той же Западной Террасе. Это подтверждает верность идентификации трёх планет барельефа с Марсом, Юпитером и Меркурием. Четвёртая божественная фигура, женская, вполне очевидным образом соотносится с Луной близ головы льва.

В итоге, уже перед первыми исследователями монумента встал вопрос о том, является ли этот рельеф отображением реального соединения трёх планет во Льве, или же данная композиция просто сочетает символы трёх богов-покровителей со львом как символом царской власти и луной как символом народа Коммагены. Хуман и Пухштейн не смогли сколько-нибудь серьёзно изучить вопрос об астрологическом смысле монумента, поскольку их консультант по вопросам астрономии смог обнаружить только одну дату, когда имело место тройное соединение Марса, Меркурия и Юпитера в созвездии Льва. Этой дате (17 июля 98 г. до н.э.) не соответствует никакое известное событие из истории Коммагены. Однако Пухштейн попытался связать полученную дату с гороскопом Антиоха I. Признавая, что днём рождения царя эта дата быть не может (Антиох родился в месяц Aydnaios, примерно соответствующий декабрю, 16-го числа), данный исследователь высказал весьма сомнительное предположение, что 17 июля 98 г. до н.э. – это дата зачатия будущего царя. Тогда Антиох мог родиться семимесячным где-то в начале 97 г. до н.э.

Предположение Пухштейна практически всем более поздним исследователям представлялось весьма сомнительным*.

Действительно, не выдерживает никакой критики чрезмерно малый интервал между 17 июля и датой предполагаемого рождения Антиоха. Если будущий царь родился даже сильно недоношенным, это должно было произойти ближе к февралю 97 г. до н.э., но никак не в середине декабря 98 г. до н.э., что соответствует известному дню рождения Антиоха (Aydnaios 16).

* См., в частности: Bouché-Leclercq A. L'Astrologie greque. Paris: Ernest Leroux, 1899, р. 373; Neugebauer O., Van Hoesen H.B. Greek Horoscopes. Philadelphia: The American Philosophical Society, 1959, p. 14-15.

Анализ астрономической ситуации 17 июля 98 г. до н.э. также опровергает теорию Пухштейна. Во-первых, Луна в тот день располагалась в середине Девы, что противоречит положению лунного серпа под головой Льва на рельефе. Во-вторых, помимо искомых трёх планет (Юпитер, Меркурий, Марс), в созвездии Льва тогда находилось и Солнце, никак не обозначенное на монументе. Наконец, все три планеты были столь близки к Солнцу, что в указанный день их вообще невозможно было наблюдать на небе (т.наз. «сожжение Солнцем»). Поэтому слова Пухштейна* о том, какое мощное впечатление должно было произвести на древних последовательное появление на восточном горизонте Юпитера, Меркурия, Марса, Солнца, а затем Регула, совершенно абсурдны с астрономической точки зрения**.
* Humann K., Puchstein O. Reisen in Kleinasien und Nordsyrien. Berlin, 1890. S. 334.

** Это отметили ещё Нейгебауэр и Ван Хусен (op. cit., p. 14).


Вместе с тем, монумент на вершине Нимруд-Дага действительно отображает реальную астрономическую ситуацию определённого исторического момента. Более того, рельеф на Западной Террасе мавзолея Антиоха I является древнейшим из дошедших до нас достоверных греческих гороскопов.


Неверная астрономическая датировка, полученная консультантом Хумана и Пухштейна, была связана с неверными условиями поиска астрономической ситуации. Консультант посчитал, что речь идёт о последовательном соединении Юпитер-Меркурий-Марс в созвездии Льва, причём именно в таком порядке следования планет (подобное соединение в исследуемую эпоху действительно было лишь в июле 98 г.). Однако рельеф сообщает нам лишь об одновременном нахождении указанных планет в созвездии Льва.

Учитывая уже высказанные выше соображения, критерии поиска были сформулированы нами следующим образом: одновременное нахождение Луны, Юпитера, Меркурия и Марса в созвездии Льва, при отсутствии в этом созвездии Солнца, Венеры и Сатурна. Год рождения Антиоха неизвестен, однако его правление пришлось на 60-е – 30-е годы до н.э. Поэтому интервал поиска мы ограничили последними полутора веками до н.э.

Указанным критериям полностью удовлетворяет лишь одна дата: 6 (7) июля 62 г. до н.э. Примечательно, что последовательность расположения трёх планет в созвездии Льве в тот день была именно такой, как на рельефе: ближе всего к голове Льва находился Юпитер, ближе всего к хвосту – Марс, а Меркурий – между ними.

Заметим, что если учесть некоторую неопределённость границ созвездий в античную эпоху, возможны два дополнительных (и менее вероятных)  варианта:

14-15 июля 109 г. до н.э., когда Солнце было в самом начале Льва, но его можно было посчитать находящимся ещё в конце созвездия Рака; и

11-12 июля 49 г. до н.э., когда в самом начале Льва располагалась Венера, и её также можно было посчитать расположенной в Раке.

Чтобы сделать окончательный выбор из этих вариантов, необходимо задуматься над вопросом: гороскоп какого события мог быть увековечен на монументе, составляющем часть мавзолея Антиоха I? Коль скоро гигантская композиция была призвана отобразить мощь и величие царя, благословлённого звёздами, то естественнее всего предположить, что это гороскоп его рождения либо начала правления. Подтверждение этому мы находим в словах самого Антиоха, дошедших до наших дней:

«Я посвятил день рождения моей плоти, Aydnaios 16, и день моей коронации, Loos 10, проявлениям великих богов, которые были для меня руководителями счастливого правления, а для всего царства – источником всеобщих благ… И до конца времён я провозглашаю, что в каждом месяце вышеуказанные дни (моего рождения, 16-й, и моей коронации, 10-й) будут всегда отмечаться жертвоприношениями»*.

* Jalabert L., Mouterde R. Inscriptions grecques et latines de la Syrie. Paris: Geuthner, 1955. I.1, 83-85, 102-103.


В календаре, который использовался в римской провинции Азия, месяц Aydnaios (как уже указывалось) примерно соответствовал декабрю, а месяц Loos – июлю. Все три даты, полученные нами, июльские. Поэтому они не могут соответствовать дню рождения или зачатия Антиоха, но вполне допустима их связь с коронацией.

Точные даты жизни Антиоха I Коммагенского неизвестны. Его политическая активность протекала в середине I в. до н.э. Эллинистическое государство Коммагена располагалось на севере Древней Сирии (в центральной и юго-восточной части современной Турции). Отделившись от Селевкидской империи в середине II в. до н.э., Коммагена сохраняла независимость до аннексии Римом в 17 г. н.э. Правление Антиоха I (ок. 69 – ок. 34 до н.э.) ознаменовало расцвет Коммагены. Вступив в альянс с Римской империей, этот царь постоянно именовал себя «другом римлян». В 62 г. до н.э. Гней Помпей провёл реорганизацию Ближнего Востока, в процессе чего Рим официально признал независимость Коммагены. И хотя Антиох к тому времени уже несколько лет правил своей страной, несомненно, что окончательное установление его статуса в 62 г. до н.э. было достойно стать новой точкой отсчёта для его царствования.

Таким образом, загадка рельефа Западной Террасы находит вполне убедительное решение: данное изображение представляет собой гороскоп коронации Антиоха I в июле 62 г. до н.э.

К такому же выводу пришли Нейгебауэр и Ван Хусен*, хотя они почему-то посчитали, что рельеф Нимруд-Дага подразумевает положение Луны, Юпитера, Меркурия и Марса в зодиакальном знаке Льва. И это при том, что на фигуре царя зверей недвусмысленно обозначены звёзды, составляющие созвездие Льва! В связи с этим у указанных авторов возникли определённые проблемы с поиском даты, соответствующей расположению планет на рельефе. Если же исходить из кажущегося нам очевидным предположения, что рисунок на монументе фиксирует положение планет среди звёзд, датировка события становится однозначной: одновременное нахождение Юпитера, Меркурия, Марса и Луны в созвездии Льва наблюдалось 6-7 июля 62 г. до н.э.

* Neugebauer, Van Hoesen, op.cit., p. 14-16.


Справедливости ради следует заметить, что эта констелляция повторилась 3-4 августа того же года, однако к перечисленным планетам в тот раз присоединились Солнце и Венера. Этот дополнительный фактор даёт нам все основания исключить августовский вариант – по уже высказывавшимся ранее соображениям: во-первых, потому, что у древнего скульптора не было никаких оснований не обозначать и эти небесные тела среди звёзд Льва, если они там находились, а во-вторых, потому, что соединение планет с Солнцем не позволило бы их наблюдать на небе (лишь Марс был в начале августа достаточно далеко для того, чтобы Солнце не «забивало» его своим светом).

Более детальное сопоставление картины неба с рельефом на Западной Террасе показывает, что положение планет соответствует 6 июля 62 г. до н.э., а не 7 июля (как по неясным причинам предпочли Нейгебауэр и Ван Хусен*). Именно 6 июля Луна находилась под головой Льва, в точном соответствии с её положением на барельефе. 7-го июля она уже сместилась к середине туловища, в соединение с Марсом и Меркурием. Кроме того, 6 июля наблюдалась неомения – первая видимость молодой Луны на вечернем небе после новолуния. Момент неомении издревле считался началом нового месяца у многих народов Ближнего Востока. Вдобавок, в тот вечер молодая Луна была в соединении с Юпитером – планетой царей, изобилия и преуспеяния. Если же ещё учесть положение планет в знаках Зодиака, то Юпитер в тот день находился в месте своего «возвышения» (экзальтации) в знаке Рака (как в тропическом, так и в подавляющем большинстве сидерических Зодиаков). Таким образом, одновременное появление Луны и Юпитера из-под лучей Солнца могло быть расценено астрологами как указание на начало великого царствования и благоденствия народа Коммагены.

* Neugebauer, Van Hoesen, op.cit., p. 14.


 

 

Звёзды и планеты в созвездии Льва вечером 6 июля 62 г. до н.э. согласно расчётам в программе RedShift 3.


Точный момент коронации установить по рельефу Нимруд-Дага ни одному исследователю не удалось. Однако, поскольку 6 июля 62 г. до н.э. все небесные объекты в созвездии Льва могли наблюдаться лишь на вечернем небе, ниже представлен гороскоп на момент заката Солнца. Не будем также забывать, что рельефный гороскоп и статуи планетных богов были установлены именно на Западной Террасе мавзолея.

Карта события построена на координаты Самосаты, столицы Коммагены (совр. Самсат в турецкой провинции Адыяман). Используемая система домов – Знак-Дом, древнейшая система, использовавшая античными астрологами.

Характерно, что в этой карте выполняется классическое правило элективной астрологии:  оба светила (Солнце и Луна) – угловые, как и сильный Благодетель Юпитер, при этом угловых Вредителей нет. Поэтому вполне возможно, что дата и время коронации Антиоха были выбраны астрологами.

Особенно обращает на себя внимание то, насколько сильна Луна: растущая, она вышла из сожжения, располагается в своей обители, находится в соединении и взаимной рецепции с Юпитером (удерживая соединение с ним до выхода из знака), она быстрая, имеет почти максимальную северную широту, угловая. Если точный момент коронации был после захода Солнца, то Луна ещё и в hairesis’e, как это называли греческие астрологи (или в своей «кондиции», как это называли латинские авторы): будучи женской и ночной планетой, Луна находилась в ночной карте над горизонтом, и при этом – в женском ночном знаке, что наилучшим образом соответствует её природе. Если же коронация прошла непосредственно перед закатом, то был час Луны. В любом случае, сила Луны была в тот вечер чуть ли не максимальной возможной с точки зрения астрологической теории. Таким образом, если данная карта явилась результатом элекции, можно утверждать, что Антиох руководствовался правилом «благоденствие народы превыше всего». Ведь Луна, обозначающая народ Коммагены, в этом гороскопе на первом месте, и лишь на втором – «прибыльный» Юпитер и «царственное» Солнце.

Интересно отметить, что массивными сидячими статуями царя Антиоха и его богов-покровителей украшена не только Западная Терраса монументального комплекса Нимруд-Даг, но и Восточная. Вместо рельефов здесь были установлены четыре стелы, на которых царь приветствует богов, и пятая стела, видимо, представлявшая собой гороскоп, чем-то подобный фигуре Льва на противоположном склоне горы. Однако эти стелы оказались разрушены временем в гораздо большей степени, чем памятники Западной Террасы, и восстановить гороскоп на стеле не представляется возможным.

 


Публикации из цикла "Исторические гороскопы"

 




Справка:
 

 

Гороскоп (от греч. ?ρα, срок, временной отрезок, час, и греч. σκοπ?ς, стражник, соглядатай — дословно: «стражник своего часа (срока)»), так же радикс (от лат. radix — корень) — в астрологии отображение положения планет, Солнца, Луны и других небесных тел небесной сферы на эклиптику в интересующий астролога момент времени. Иногда, однако, древние авторы, писавшие об астрологии, именовали гороскопом сам асцендент или знак, в котором он находился (т.н. восходящий знак), например, у Птолемея можно встретить слова: «Однако некоторые ученые используют такой порядок расположения мужских и женских знаков, при котором первый мужской знак соответствует восходящему знаку, именуемому Гороскопом».

Самый древний клинописный гороскоп, который дошел до нас, содержит астрологические данные на 29 апреля 410 г. до н.э. Это текст, перечисляющий положение планет в зодиакальных созвездиях (или знаках?) в момент рождения ребёнка из правящего рода - без каких-либо развёрнутых толкований. Он происходит из храмовых архивов в Вавилоне (см. Вавилонская астрология). Греческие источники также подтверждают существование гороскопа ранее 400 г. до н.э.; наиболее известные астрологи назывались "магами" или "халдеями".

Диоген Лаэртский пишет:


"Аристотель сообщает, что сирийский маг пришел в Афины и предсказал Сократу (умершему в 399 г. до н.э. - Прим.сост.) среди других несчастий также его насильственную смерть".

К ещё более раннему времени относится сообщение Геллия:

"Халдей предсказал по звёздам блестящую будущность Еврипида его отцу".

Если учесть, что Еврипид получил свою первую награду за трагедию в возрасте 40 лет в 442 г. до н.э., то предсказание могло быть сделано не позднее середины V в. до н.э. Б.Л.Ван-дер-Варден приходит к заключению, что Г. появились в Вавилоне ранее 451 г. до н.э. и стали известны в Греции ранее 441 г. до н.э. Однако другие историки науки склоняются к более поздней датировке появления гороскопов в Греции, считая сведения о предсказании Еврипиду недостоверными.

Всего известно 16 вавилонских
гороскопов (гороскопов рождения и гороскопов зачатия), из которых наиболее поздний составлен на 69 г. до н.э.

Наиболее ранний сохранившийся греческий гороскоп - это гороскоп коронации Антиоха I Коммагенского, являющийся частью монумента на вершине горы Нимруд-Даг (см. выше).

Наиболее ранний
гороскоп, сохранившийся в греческих литературных источниках, составлен на 72 г. до н.э., однако записан после 22 г. до н.э. (приводится у Балбилла). Первый греческий гороскоп, написанный на папирусе, датируется 10 г. до н.э.

Известно всего 9 египетских гороскопов, записанных демотическими письмом (египетской скорописью), они датируются от 38 г. до н.э. по 93 г. н.э. Единственный известный гороскоп, в котором - вперемешку с греческим - используется язык коренного населения Египта (коптский), составлен на 95 г. н.э. и сопровождается текстом, напоминающим астрологический трактат. Массив из примерно 180 греческих гороскопов датируется первыми пятью веками н.э. Таким образом, эти данные подтверждают, что расцвет гороскопной астрологии произошёл лишь близ рубежа н.э. в эллинистическом мире. Трудно считать случайностью, что известно менее 20 клинописных гороскопов того периода, от которого дошло более 1800 астрономических клинописных табличек. С греческими же гороскопами ситуация обратная: мы имеем только 20 астрономических документов и примерно в 10 раз большее количество гороскопов.

Наиболее ранний арабский гороскоп, известный нам, составлен на коронацию сасанидского царя Хосрова I Ануширвана 18 августа 531 г. 

 

Материал подготовил Роман Броль (a.k.a. Денис Куталёв).

 




© ARGO: любое использование текстовых, аудио-, фото- и видео- материалов www.argo-school.ru возможно только после достигнутой договоренности с дирекцией ARGO.

 



   
© 1995-2024, ARGO: любое использвание текстовых, аудио-, фото- и
видеоматериалов www.argo-school.ru возможно только после достигнутой
договоренности с руководством ARGO.