Глава 1. Историко-критические и методологические проблемы изучения взаимодействия астрономии и астрологии в классическую эпоху.
1.2.Проблемы изучения истории взаимосвязей астрономии и астрологии
Публикуется впервые.
К сожалению, несмотря на очевидную взаимосвязь астрономии и астрологии классической эпохи, историки науки, и культуры, работавшие в XIX – XX веках, были склонны искусственно обособлять эти две дисциплины, проецируя современную ситуацию размежевания астрономии и астрологии на те времена, когда они были двумя разделами единой науки. В результате, достаточно глубокое изучение сочинений древних, средневековых и ренессансных учёных по астрономии составило явный контраст со слабой изученностью астрологических работ тех же эпох. Огромный массив первоисточников до сих пор остаётся неизданным и неизученным. Это, прежде всего, касается манускриптов на арабском и персидском языках, хранящихся в среднеазиатских и ближневосточных архивах и библиотеках. Из сотен астрологических сочинений учёных исламского средневековья опубликованы считанные единицы.
Астрология всегда претендовала на звание
науки. Даже сегодня, давая объявления на последних страницах газет, в
рубрике «разное» или «срочное», «профессиональные» астрологи числят себя
в магистрах, профессорах, академиках и проч. Вместе с тем, астрология,
помимо сугубо практического своего приложения, связанного с гаданием и,
как говорили в средние века, «суждением» о будущем (judicium -
отсюда юдициарная астрология), имела и ярко выраженное эстетическое,
художественное значение. В этом смысле, она соответствует тому, что
Лотман писал о неразрывной связи научного и художественного мышления.
Астрология была, несомненно, приложением творческого духа человека, хотя
его с таким же успехом можно окрестить фантазерским и волюнтаристским.
Предлагаемые строки не являются ни
«оправданием» астрологии, ни осуждением многовековых «предрассудков».
Историческое бытование астрологии нуждается в осмыслении и, по
возможности, в объяснении, как и любой «предрассудок», например, охота
на ведьм на рубеже средневековья и Нового времени (кстати, генетически
связанная со средневековой астрологией). Мне хотелось бы поразмышлять
над тем, что такое астрологический образ мышления и в чем причина его
устойчивости на протяжении всего средневековья. К этому побудило меня
чтение некоторых астрологических сочинений, написанных в XII-XIII веках
христианскими авторами или переводившихся с арабского на латынь, а с
конца XIII века и на новые языки. Дело не только в том, что в это время
астрология стала популярной наукой, а в том, что многие ее постулаты,
образы и метафоры еще на заре средневековья вошли в сознание людей,
далеких от нее или даже отрицавших ее. Первые христианские мыслители
жаловались, что члены их общин употребляют выражения вроде «родиться под
счастливой звездой», а некоторые, по свидетельству папы Льва Великого
(V в.) даже обращаются к восходящему солнцу с мольбой «Помилуй нас»,
словно с ектеньей.