|
Московченко И.Б. Традиционная астрология: терминологические подмены
Избранные материалы цикла лекций "Мифы и ловушки астрологии" (публикуется с сокращениями) Verba volant, scripta manent
(Cлова улетают, написанное остается) Первый вопрос, который возникает вместе с удивлением от прочтения словосочетания «традиционная астрология» звучит просто: откуда взялся этот странный термин и что он может обозначать? О какой собственно астрологической традиции может идти речь – ведь слово «традиция» предполагает весьма четкие смысловые границы и отсылает нас к той самой латыни, в связи с которой мы обнаружим ещё немало парадоксов в явлении «традиционная астрология».
Филологи считают, что слово «традиция», - в каком бы современном языке оно не употреблялось, - восходит к глаголу «tradere», который означает «передавать», а слово «traditio» указывает на то, что передаваемое не является чем-то материальным. Таковыми, не материальными, могут быть передаваемые от предков к потомкам навыки или обычаи, ритуалы или привычки. Некоторые из них прочно связаны с суевериями, например, морская традиция плавать без женщин на корабле связана с верой в то, что женщина на корабле приносит несчастье.
Самое любопытное в семантическом поле этого слова – акцент на том, что передаваемое не создано передающим, а получено им извне, от других людей (в отличии от "традиционной астрологии", которая создана в 90-х годах ХХ века именно теми, кто эту "традиционную астрологию" передаёт, и, в отличии от действительных традиций, за очень короткий срок успела сфромировать весьма внушительный список рахождений в том, что именно "передаётся").
Насколько нам известно, применительно к астрологии (или любой другой области культуры) определение «традиционный» может означать только одно: наличие исторически устойчивой системы предписаний и/или практик, которая (каким бы то ни было образом) сохранялась и передавалась из поколения в поколение БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ, вносимых теми, кто эту традицию использует или передаёт. Даже если мы упростим критерии и добавим – «без РАЗРУШИТЕЛЬНЫХ изменений» или «без РАДИКАЛЬНЫХ изменений», имея в виду незначительные изменения или дополнения к неким астрологическим «нормам», которые вплоть до нашего времени оставались неизменными и принимались хотя бы какой-то группой людей, мы будем вынуждены констатировать:
1. Единственная система собственно астрологических (не мантических, не философских, не оккультных или теологических) «подходов», которая не затерялась во времени и неоднократно востребовалась последующими поколениями, восходит к «Тетрабиблосу» Клавдия Птолемея - речь идёт в первую очередь о том, что только в связи с именем Клавдия Птолемея мы можем говорить о последующем генезисе астрологии не гипотетически, не с помощью косвенных свидетельств, а с помощью сравнения "Тетрабиблоса" и любых иных последующих текстов, ссылающихся на Птолемея.
Ни подходы Веттия Валента, ни работы ряда других астрологов времен Римской империи сколько-нибудь заметного распространения впоследствии не получили. Если, конечно, не считать распространением собственно астрологических доктрин широкое распространение пифагорейских концепций первоэлементов, реинкарнации души, интерес античности или ренессанса к платоновой «Anima Mundi», идеи неоплатоников об эманации и целый ряд кочующих из века в век элементов мантических практик. Полагаем, что все вышеназванные темы (равно, как и многие другие) выходили за рамки собственно астрологических построений и рассматривать способы их ретрансляции в веках как традиционно астрологические, как минимум не корректно. (...)
2. Даже если отказаться от текстовых свидетельств, показывающих расхождения между астрологическими техниками, которые описывает Птолемей, и астрологическими техниками, представленных в трактах тех, кто копирует, видоизменяет или ссылается на его подходы, мы вряд ли сможем обозначить какую бы то ни было историческую разновидность астрологии как «традиционной» по очень простой причине. И в «Тетрабиблосе» Птолемея, и в многочисленных трактатах его последователей нет строго перечня интерпретационных нормативов, содержащих в себе жесткую верификацию значений того или иного астрологического показателя – то есть именно тот НЕИЗМЕНЯЕМЫЙ элемент, передача и использования которого позволяет нам отнести тот или иной культурно-исторический феномен к разряду традиционных. Единственным неизменяемым элеметом оказывается доктрина качств и первоэлементов, восходящая к пифагорейцам, Эмпедоклу и выходящая за рамки собственно астрологических построений (...) Птолемей описывает стратегии поиска астрологических показателей, которые позволяют сузить интерпретационные гипотезы. Он неоднократно подчеркивает необходимость самостоятельного вынесения суждения, предлагает комбинировать и т.д. (...)
Суть астрологических процедур, предлагаемых Птолемеем, не только выходит за рамки академического смысла слова «традиция», но и противоречит смыслу этого слова. Астролог (в каком бы веке он не жил) принципиально не может буквально применить ни одно астрологическое правило, - в противном случае, программисты уже сумели бы создать такой астрологический интерпретатор, который вытеснил бы практикующего астролога и любимый лозунг представителей «традиционной астрологии» «Назад в прошлое!» вероятнее всего читался бы как жалобный протест человека против забирающей у него работу машины. (Заметим в скобках, что представители, а говоря точнее - авторы «традиционной астрологии» совсем не протестуют против использования возможностей современной нам техники, напротив, - участвуют в создании компьютерных программ, широко пользуются интернетом для распространения своих идей и даже используют такие, отнюдь не средневековые или ренессансные формы дидактики, как обучение с помощью тестов).
Подходы Птолемея даже в такой особенной области, как астрология, отличались тем, что методологически подрывали возможности создания той или иной нормативной традиции в астрологии, то есть противостояли созданию такого культурно-исторического механизма, который бы запрещал или отторгал внесение видоизменений в передаваемые практики или навыки. (...)
Птолемей, а вслед за ним и очень разные астрологи последующих поколений, предлагают нам те же ценности, в русле которых формируется не только астрология, но и эпистемология, и наука как таковые, - роль индивидуальной интеллектуальной инициативы (в данном случае – роль толкователя астрологических показателей) Птолемеем не запрещается, а поощряется. (...)
Закреплению «нормативности» в астрологии мешает и известный любому астрологу факт многообразия вариантов расположения небесных тел друг относительно друга, и очевидность различий между людьми и их судьбами, и даже те многочисленные философские или теологические споры, которые сопровождали астрологию в античности или средневековье. (...)
В отличии от многих иных способов хранения и передачи каких бы то ни было (но не материальных) ценностей, традиционная передача далека от аргументации и рационализации, даже элементарные разъяснения того, почему что-то нужно делать именно так или, наоборот, почему что-то не стоит именно так делать, - зачастую бессильны как уничтожить, так и сформировать традиционные механизмы. Обсуждения, сомнения, ирония и рассуждения не свойственны традиционным культурам и феноменам. Равно как и призывы сохранить или поддержать традицию. Простым примером антипода традиции могут служить правила пожарной безопасности. Никому и в голову не придет говорить о таких правилах, как о традиции какой-то корпорации или даже целого министерства. Мы тоже оставим такие правила пожарникам и далее только вкратце обозначим те тупиковые (и, неизбежно, опредялющие практику "традиционной астрологии") семантические проблемы, которые бросаются в глаза при сочетании слов «традиционная астрология»:
1. Даже если проигнорировать академические подходы, то слово «традиция», употреблённое в единственном числе рядом со словом «астрология», подчеркивает крайне произвольное отношение авторов "традиционной астрологии" к историческим свидетельствам. Для того, чтобы убедиться в правомерности этой претензии достаточно сравнить тексты хотя бы двух оригинальных астрологических трактатов, написанных до ХVII века. Пока мы не предлагаем ограничить временные рамки каким-то более конкретным историческим периодом, пока мы исходим из общих противоречий термина, смысл и правомочность употребления которого хотелось бы прояснить.
2. Попробуем учесть и тот факт, что термин "традиционная астрология" возник в США и может сводится к современному обыденному или публицистическому толкованию, факт распространения которого фиксируют американские языковые справочники. Речь идёт о том, что современный английский язык фиксирует условное и расширительное применение слов «традиция» и «традиционный» как способ противопоставления тех или иных современных реалий (как правило, социальных или технократических) реалиям некоего условного позитивного исторического "традиционного" прошлого. Таким образом, в удивившем нас термине может скрываться не более чем некий семантический современный англоязычный аналог словосочетания «Золотой Век», то есть своеобразный миф, образ или идеал, в основе которого лежит противопоставление чего-то лучшего в прошлом и чего-то неудовлетворительного в настоящем. (...)
Может быть, именно в этой связи, и именно с критикой не академического, а манифестационного использования словосочетания «традиционная астрология» иронизирует в своей книге английский астролог Джона Фроули когда скептически пишет о золотой эпохе астрологии? Джон Фроули:
Сентиментальные умы лелеют грезу о былом, когда на земле царил Астролог, делая такие точные предсказания, что окружающие просто падали от изумления. Увы: по всей видимости, этой золотой эпохи никогда не существовало. Всюду в прошлом, где мы видим астрологию, мы видим и нападки в ее адрес со стороны скептиков (явно потому, что каждый астролог время от времени ошибался).
И далее:
... Миф о славном прошлом возник не вчера. Еще в XVII веке астрологи вроде Джона Партриджа тосковали по золотому веку, считая современную им астрологию искаженной формой древнего искусства. Партридж даже написал труд под названием Opus Reformatum. Это была попытка «возродить истинный и древний метод, изложенный великим Птолемеем». Впрочем, сходства Opus Reformatum с Птолемеем было не больше, чем у картин прерафаэлитов с художниками Раннего Возрождения.
(цитируется по книге Джон Фроули. Подлинная астрология. Пер. с английского Н.А.Майского, под редакцией Д.Р.Куталёва. – М.:Мир Урании, 2008, стр. 50-51)
Однако, даже беглое знакомство с книгой Джона Фроули, показывает, что протест Фроули совсем не связан с исторической всеядностью словосочетания «традиционная астрология». Его явно не смущает терминология. Протест направлен только против неких «сентементальных умов», чьих имен он не называет. Более того, книга Джона Фроули даёт нам неопровержимое свидетельство того, что словосочетание «традиционная астрология» используется им как устойчивый термин, обозначающий то ли некое направление в астрологии «не позднее Лилли», то ли весь комплекс астрологических знаний прошлого. Энергичную презентацию этого термина мы находим в самом начале книги, в главах «Введение в традиционную астрологию», «Сопоставление традиционной и новой астрологии». Вместе с тем, Джон Фроули не даёт определения термину «традиционная астрология», а говорит о «традиционной астрологии» как о чем-то само собой разумеющемся, приглашает рассмотреть её техники:
«Рассмотрим на примере, как выглядели традиционные астрологические методы, с которыми были знакомы наши предки. Рассмотрим, как работала традиционная астрология, чтобы самим решить, насколько она имеет ценность» (стр.24)
Далее Джон Фроули переходит к демонстрации ряда астрологических подходов, которые, применялись именно «традиционными астрологами». Историческими уточнениями текст не обременен, книга явно написана с популяризаторской и, возможно, полемической, но отнюдь не с академической целью.
Такой же компиляторный и, по сути, сугубо авторский подход, мы найдём и у Джозефа Крэйна (см. A Practical Guide to Traditional Astrology by Joseph Crane), и, очевидно, у любого астролога, который использует термин «традиционная астрология». Максимум, который мы можем себе позволить для того, чтобы попробовать понять, что же всё таки скрывается за термином «традиционная астрология» - это сравнение перечня астрологов прошлого, на которые ссылается каждый из авторов астрологической «традиции». У Крэйна в этот список включены астрологи эллинизма, Джон Фроули по преимуществу опирается на труды своих соотечественников англичан и, в первую очередь, на «Христианскую астрологию» Вильяма Лилли, а Роберт Золлер и вовсе считает, что «Традиционная астрология» - это некое неполное производное от астрологии средневековой:
Вот определение Роберта Золлера от 1997 года:
"Традиционная" астрология - это производное астрологических практик средневековой астрологии. Называть такую астрологию "традиционной" можно только с оговорками, поскольку она неполна и является лишь шелухой/скорлупой прежней традиции. "Традиционной" астрологии (по историческим причинам) недостаёт определённых важных особенностей средневековой астрологии. В частности, ей недостаёт метода для выявления общего контекста жизни людей. Общего обзора, который способствовал бы проницательным предсказаниям конкретных событий.
Для сравнения приводим текст языка оригинала:
"Traditional" Astrology is a derivative of the astrological practices of Medieval Astrology. There should be reservations about calling it "traditional" as it is incomplete and only a shell of former tradition. "Traditional" Astrology lacks, for historical reasons, certain features of the Medieval Astrology. In particular, it lacks a method for showing the general context of a persons life. An overview into which fit astute predictions of particular events.
(см. new-library.com/zoller/features/rz-m-a-inthemodernworld.shtml)
Пожалуй, это самая ранняя из найденных нами попытка дать внятное определение «традиционной астрологии»., если не считать ссылок на выссказывания Оливии Баркли - астролога, у которого обучался Джон Фроули и которого с полным правом можно назвать инициатором популяризации астрологии Вильяма Лилли в ХХ веке. Стоит обратить внимание на то, что Роберт Золлер ставит эпитет «традиционная» в кавычки и пытается оговорить ограниченность термина, который, вместе с тем, он явно не склонен толковать как термин, презентующий не средневековую астрологию. Ничего подобного (никаких оговорок) мы уже не найдём ни у Джона Фроули, ни у Джозефа Крэйна, ни у тех их многочисленных последователей, которые используют данный термин, как нечто само собой разумеющееся.
Самое любопытное, что можно обнаружить в списках рекомендуемой литературы, это предложение Джона Фроули ознакомиться с работой Томаса Куна «Структура научных революций». Моментально возникает гипотеза: а может быть термин «традиционная астрология» связан с неявным, хотя и несколько неуклюжим, на наш взгляд, комплиментом современной науке и «традиционная астрология» - это название астрологической «парадигмы»? Увы, но в таком случае наш вопрос закрывается автоматически и навсегда, как принципиально не имеющий решения, поскольку «парадигма» по Куну – «... это то, что объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму». Даже если заменить слово «научный» на слово «астрологический», сообщество современных астрологов под названием «традиционная астрология» обречено не на революции (см. работы Томаса Куна), а на распад. Позволим себе пошутить и предположить, что период полураспада такого сообщества может определиться периодом отсутствия споров по тому или иному «нормативу», а период отсутствия споров зависит от числа известных слов из латинского или греческого словаря. Пожалуй, единственное, что однозначно объединяет членов астрологического сообщества под названием «традиционная астрология» - это постановка задачи переводов астрологических трактатов на современные языки. как задачи не только первостепенной, но и определяющей авторитет члена сообщества. К этой, лингвистической и даже социологической теме, мы ещё вернемся, а пока попробуем подвести предварительные терминологические итоги: 1. Термин "традиционная астрология" возник не ранее начала 90-х годов в англоязычной языковой среде. В настоящее время этот термин используется в разных странах мира как термин, позволяющий противопоставить современные разновидности астрологических моделей тем астрологическим подходам, которые бытовали до первой научной революции. 2. Самое раннее определение этого термина употребление этого термина мы находим у Роберта Золлера (Robert Zoller) - одного из основателей американской группы-переводчиков Hindsight и создателя первого учебного курса, посвященного обучению техникам средневековой астрологии. Роберт Золлер ограничивает значение словосочетания "традиционная астрология" временем средневековья.
3. В ХХI веке термин "традиционная астрология" получает широкое распространение и может обозначать любую разновидность или произвольную комбинацию разновидностей астрологических техник, возникших до первой научной революции XVII века.
4. При употреблении термина "традиционная астрология" не удаётся обнаружить исторической согласованности с какими-то конкретными историческими феноменами (будь то астрологические или иные культурно-исторические феномены).
5. Теримн "традиционная астрология" гораздо чаще употребляется
а) в публицистическом контексте (как обозначение проявлений "лучшей" и "прошлой" астрологии в сравнении с астрологией современной, которая растеряла "традицию")
или б) в рекламном контексте (в целях рекламы учебных курсов и т.п.)
У неофита «традиционной
астрологии», знакомого с историей астрологии только в самых общих
чертах, именно благодаря такому позитивному по обещаниям, но такому расплывчатому по сути термину, может сложится устойчивое, но к сожалению, весьма ложное
впечатление, что в истории астрологии есть некая «традиция», что она
едина настолько, что может быть представлена в виде
учебника-«путеводителя» от Джозефа Крэйна, в виде занимательного
введения от Джона Фроули или в виде дипломного курса Роберта Золлера. К
сожалению, при ближайшем рассмотрении любой исследователь быстро убедится в
том, что в астрологических трактатах прошлого имеется немало
расхождений, которые могут если не парализовать применение старых
астрологических техник, то, как минимум, поставить новичка в тупик.
Любой, кто обратится к старым техникам, рано или поздно будет вынужден
делать выбор: то ли довериться мнению исторического или современного
авторитета и научиться орудовать цитатами, аргументирующими выбор, то ли начать самостоятельные поиски на возникший спорный
вопрос. Оставим пока в стороне перспективы и перипетии обучения старым
астрологическим техникам. Пока подчеркнём лишь то, что «традиционная
астрология» - явление сегодняшнее и связано оно ни с чем иным, как с
современным изучением и изложением тех или иных старых астрологических
техник. Представления каждого современного «традиционного астролога» о
«традиционной астрологии» могут оказаться весьма различными (от
решений проблемы корреляции до изложения тех или иных техник), а могут
даже включать в себя ещё вчера, казалось бы, совсем невероятное - предложения или признания о том, что без Плутона
или Урана в прогнозировании не обойтись (см. «Sports Astrology» ниспровергателя "плутонов" Джона
Фроули, публикации Джозефа Крэйна и т.п.). Особенностям употребления этого термина и тому, какие семантические контексты благодаря широкому хождению такого термина оказываются как в смешении, так и в конфликте будет посвящена следующая часть нашего экскурса.
Продолжение следует
Начало - О предпосылках возникновения "традиционно йастрологии"
© 2008, Ирина Московченко. Любое использование данного материала возможно только после достигнутой договоренности с автором или дирекцией ARGO.
|
|
|
|