А.Х. Горфункель. Флорентийская платоновская академия. Сочинения Фичино.
До Платоновской академии итальянские гуманисты не касались центральных онтологических проблем. Теперь борьба между гуманизмом и схоластикой выходила за пределы этики и антропологии: речь шла уже о боге и мире. Существует легенда, что флорентийский архиепископ Антонин (позднее причисленный к лику святых), встревоженный опасными платоническими увлечениями юного Фичино, настоял, чтобы тот предварительно изучил “Свод против язычников” Фомы Аквината в качестве противоядия против некатолических воззрений. Легенда эта не подтверждается источниками, и, хотя некоторые новейшие католические исследователи пытаются обнаружить в сочинениях Фичино чуть ли не определяющее воздействие взглядов “ангельского доктора”, речь может идти лишь о факте знакомства Фичино со схоластической традицией...
Читать полностью.
Паскуале Виллари. Марсилио Фичино и Академия Платона
“Богословие Платона” являяется самым главным трудом Фичино, тем, в котором он постарался сконцентрировать всю свою ученость, приведя её по возможности, в логический и систематический порядок. Но кто вздумал бы искать здесь настоящего философского едиснтва, тот жестоко ошибся бы. Такого единства не было в голове самого автора: произведения его принимали всегда форму пространного рассуждения, прерываемого и запутываемого массой не идущих прямо к делу идей, которые он заимствовал у бесконечного числа второстепенных авторов. У него нет ни научной цельности, ни последовательности рассуждений, ни даже того изящества формы, какого можно было бы ожидать от человека, всю жизнь посвятившего изучению греческих писателей. Впрочем, нужно сказать, что истинное изящество является следствием ясности и точности идей, того свободного, непринужденного течения мысли, которое было совершенно заглушено в Фичино
Читать полностью.